про качества

Непричинение вреда

О том, что такое Ахимса и как она проявляется в жизни
Ахимса шире чем просто не-причинение вреда животному и растительному миру. Это в том числе про соответствующее отношение к себе и к окружающим людям.
Джайнизм – одна из древнейших религий, зародившаяся в Индии примерно в VI веке до нашей эры. Система Прекша-медитации, техники которой мы практикуем в Школе медитации, относится именно к ней. Если точнее, то они были разработаны в одном из Джайнских орденов - Шветамбара Терапантх. Подробнее о системе и самой религии можно почитать у нас в Инстаграм-аккаунте (но и в блоге мы тоже скоро осветим эти темы).

Джайны верят, что цель души человека – достичь мокши или выйти из цикла перерождений. Для этого необходимо преодолеть уже наработанную карму и не накапливать новую. Самодисциплина и добродетели в помощь. И если с первой всё более или менее понятно, то о вторых мы предлагаем поговорить подробнее. И открываем цикл статей о пяти «великих обетах» в Джайнизме, или махавратах. Также известных как пять добродетелей.

  • ненасилие (ахимса)
  • правдивость (сатья)
  • не-воровство (астея)
  • целомудрие (брахмачарья)
  • непривязанность (апариграха)

Не случайно они совпадают с пятью составляющими Ямы – первой ступени восьмиричного пути Йоги, описанного Патанджали в его «Йога-Сутре».

Это база всего. Основные философские и морально-этические принципы, без следования которым не может быть истинного прогресса на пути духовного развития. Не проработав эти качества в себе, мы не только не сможем продвинуться в практике, а, соответственно, и достичь освобождения, но и не станем хорошими людьми, не сможем сделать нашу жизнь в материальном мире по-настоящему качественной.

Мы воплотились здесь и сейчас именно для того, чтобы проживать эту земную жизнь во взаимодействии с окружающими. Сначала мы осваиваем плотный мир и только потом переходим к тонкому. Главное то, каким человеком мы являемся, дарим ли близким любовь и заботу, умеем ли быть благодарными и правдивыми. А не то, на сколько минут мы можем задерживать дыхание, умеем ли сидеть в позе лотоса и сколько часов в неделю мы медитируем.

Так вот пять великих добродетелей и помогают нам проходить уроки земного воплощения достойно, нарабатывать такие качества как стойкость, сила воли, уважение. Они учат нас контролировать себя и свои проявления как по отношению ко внешнему миру, так и по отношению к самим себе.
Главное то, каким человеком мы являемся, дарим ли близким любовь и заботу, умеем ли быть благодарными и правдивыми
Первая в списке добродетелей – Ахимса. Непричинение вреда ничему живому.
Насилие порождает лишь насилие. Джайны верят, что нарушение ахимсы создаёт и усиливает страдания в мире. Влечет за собой возникновение всё большего количества негативной кармы и невозможность освободиться из колеса сансары. Соблюдение именно этого обета является краеугольным камнем их этического кодекса.

Джайнизм религия весьма аскетичная. И если к мирянам относятся снисходительно и учитывают их образ жизни, то монахи следуют Ахимсе (как, собственно, и другим из пяти махаврат) по нашим меркам довольно фанатично.

В чем это проявляется? То, что они прикрывают повязкой рот, чтобы не проглотить ни одной мушки во время разговора и метут перед собой дорожки специальной метелочкой, чтобы не раздавить ни одного муравьишки, уже стало притчей во языцах и отличительной чертой джайнского монаха, по которой мы узнаем его из тысячи. Ещё один общеизвестный факт: им не разрешено пользоваться никаким видом транспорта – дабы не стать причиной смерти ни одного насекомого. Поэтому джайнизм так мало распространён. И не удивительно, ведь они могут передвигаться только пешком.

А вот и менее известный факт: им не разрешено есть семечки, ведь это маленькие души, хранящие в себе зачатки будущих растений. Они не берут в руки ножа и не режут сами свою пищу, так как этот прибор кармически несет в себе энергию убийства, а карму, как мы помним, они стараются минимизировать. Для монахов готовят миряне, которые сознательно берут карму на себя, чтобы получить благословение монаха.
Практикуя Ахимсу, мы взращиваем в себе такие качества как принятие, спокойствие и дружелюбие.
Не-убийством других живых существ и ненасилием над ними понятие Ахимсы не ограничивается.

  • Причинение вреда себе в любом виде.
  • Нарушение экологического равновесия на Земле.
  • Осуждение или любые другие негативные мысли по отношению к себе или окружающим.
  • Порой просто сказать другому человеку что-то, что причинит ему боль без необходимости.
Всё это также нарушает Ахимсу. И этот список можно продолжать.

Практикуя Ахимсу, мы взращиваем в себе такие качества как принятие, спокойствие и дружелюбие. Чем больше мы развиваемся, тем больше граней проявления этого основополагающего принципа жизни мы будем видеть. Будет расти наша чувствительность, уважение к жизни во всем ее многообразии и понимание нашего единства со всем миром. А осознав это единство, человек начинает чувствовать боль другого как свою собственную и причинить ее станет немыслимо.
предыдущая
Внутренний шум
Высвобождать ресурс, который ранее тратился на сокрытие внутреннего шума
следующая
Эскапизм
Духовный рост как инструмент, повышающий качество жизни, или просто способ уйти от этой самой жизни?
подписаться на блог